LA  METROLOGIE  EST  QUALITE  DES  MEASURES

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Информация по аккредитации

 

КОНСУЛЬТАЦИИ   ПО   ВОПРОСАМ   АККРЕДИТАЦИИ

АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ

 

 

 

АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ (По материалам  СПФ  АСМС )

 

1.  ВОПРОС:  Что  дает  аккредитация  метрологическим  службам  предприятий ?

 

ОТВЕТ:   Согласно   ГОСТ  Р  1.12 - 99  "  ГСС  РФ .  Стандартизация  и  смежные  виды  деятельности.  Термины  и  определения  "    под  АККРЕДИТАЦИЕЙ   понимается  процедура, посредством которой  специально  уполномоченный  орган  официально  признает  компетентность  органа  или  лица  выполнять  конкретные  работы.  Для  проведения  аккредитации  необходимо  иметь  четко  сформулированные  критерии   аккредитации,  которые  в  зависимости  от   того,  на  какой  вид  деятельности  претендует  метрологическая  служба,  могут  иметь  свои  специфические  особенности.

Аккредитованная  метрологическая  служба  получает  целый  ряд  преимуществ  по  сравнению  с  неаккредитованной,  которые  в  случае  наиболее  часто  встречающейся  аккредитации на  право  проведения  калибровочных  работ  можно  сформулировать  следующим  образом:

 1)  повышение  статуса  метрологической  службы  за  счет  получения  аттестата  аккредитации;

2)  возможность  действовать  от  лица  органа,  который  провел  аккредитацию метрологической  службы;

3)  возможность использования атрибутики системы калибровки, в рамках которой проведена аккредитация;

4)    получение  преимущества  при  рассмотрении  спорных  вопросов,  т.к.  согласно  Статьи  23  КАЛИБРОВКА  СРЕДСТВ  ИЗМЕРЕНИЙ   Закона  РФ "Об  обеспечении  единства  измерений "        " ... При  рассмотрении  споров  в  суде,  арбитражном  суде, государственных  органах  управления  Российской  Федерации  результаты  калибровки , оформленные  надлежащим  образом  , могут         быть  использованы  в  качестве  доказательств " ;

5)  возможность  получения  подтверждения  правильности  своих  действий  при  проведении  калибровки  средств  измерений  в  ходе  прохождения  инспекционного  контроля.

         

2.  ВОПРОС:    Каков  статус  процедуры  " Аккредитация "?

 

ОТВЕТ:   7  февраля   2000  года   Минюст   России  зарегистрировал   под   №  2094   "  Общие  правила  по  проведению  аккредитации  в  Российской  Федерации " (Утверждены  Постановлением Госстандарта  России  от  30  декабря  1999  года   №  72).   В   соответствии  с  Руководством  ИСО / МЭК  2  "Стандартизация  и  смежные  виды  деятельности.  Общий  словарь ",  основное  содержание  которого  вошло  во  введенный  с 1 июля 2000  года  в  нашей  стране  ГОСТ  Р 1.12-99  " ГСС  РФ.  Стандартизация  и  смежные  виды  деятельности.  Термины  и  определения ",  под  аккредитацией   понимается  " ... процедура,  по  результатам  которой  аккредитующий  орган выдает  аттестат  аккредитации,  удостоверяющий,  что  субъект  является  компетентным  выполнять  конкретные  работы  по  оценке  соответствия  установленным  требованиям  качества  и  безопасности  продукции,  производственных  объектов,  услуг  и  других  объектов ".

Перед  проведением  аккредитации  метрологических  служб  (МС)  должны   быть  четко сформулированы  те  требования  (критерии),  которым   службы  должны  соответствовать. Согласно  Руководства  ИСО / МЭК  2  под  критериями  аккредитации  понимается  " ...  совокупность  требований,  которым  должен  удовлетворять  субъект  аккредитации  для  того,  чтобы  быть  признанным  компетентным  выполнять  конкретные  работы  по  оценке  соответствия ".

В  настоящее  время  основными  видами  аккредитации  для  метрологических  служб  являются:

на  право  поверки  средств  измерений ;  на  право  калибровки  средств  измерений  и  на  право  аттестации  методик  выполнения  измерений  ( МВИ )  и  проведение  метрологической  экспертизы  (МЭ)  документов.  Критерии  аккредитации  приведены  выше  в  таблице.

Как  видно  из  таблицы  достаточно  часто  критерии   при  различных  видах  аккредитации перекликаются  между  собой  и  те  метрологические  службы,  которые  потратили  значительные  усилия  при  получении  одного  вида  аккредитации,  далее  имеют  определенные  преимущества  при  прохождении  других  аккредитаций.

Согласно  "  Общих  правил  по  проведению  аккредитации  в  Российской  Федерации "   данный  документ   применяется  "...  при  организации  и  проведении  работ  по  аккредитации   различных  субъектов,  проводящих  работы  по  испытаниям,  измерениям, анализу,  контролю,  подтверждению  соответствия  и  другим  видам  оценки  соответствия,  изъявивших  желание  получить  подтверждение  своей  компетентности".   Следовательно,  аккредитация  по  своей  сути  является  процедурой  добровольной.  Однако,  в  целом  ряде  случаев,  аккредитация  может  оказаться  необходимым   условием  для  получения  субъектом   определенных   разрешительных  документов,  включая  лицензии  на  различные  виды  деятельности.  Так,  например,  калибровка  средств  измерений  по  Закону  РФ  " Об  обеспечении  единства  измерений "  является  процедурой  добровольной.   Но  в  согласованном  с  Госстандартом  России  в  1994  году  " Положении  о  метрологической  службе  Российского  акционерного  общества  энергетики  и  электрификации  " ЕЭС  России "   говорится:  " ... 2.6. ...  Метрологические  службы  энергопредприятий  аккредитуются  на  право  проведения  калибровочных  работ  органами  метрологической  службы электроэнергетики  в  соответствии  с  отраслевой  нормативной  документацией.  Аккредитация  метрологической  службы  является  обязательным  условием  при  получении  энергетическим  предприятием  лицензии  на  право  основной  деятельности ...".  Таким  образом,  при  изучении  метрологическими  службами  вопроса  о  необходимости  аккредитации,  надо  иметь  также  в  виду  и  состояние  отраслевой  документации,  в  которой  процедура  изначально  добровольная  может  превращаться  в  процедуру  для  отрасли  обязательную.

 

3.   ВОПРОС:     Что  такое  " аттестация "  и  когда  она  проводится?

 

ОТВЕТ:  В  соответствии  с " Общими  правилами  по  проведению  аккредитации  в  Российской Федерации "    работа  по  аккредитации  включает  следующие  основные  этапы:

   -  рассмотрение  (экспертизу)  заявки  и  представленных  документов;

   -  аттестацию   (проверку)  заявителя;

   -  принятие  решения  об  аккредитации  или  об  отказе  в  аккредитации,  оформление  и  выдачу    аттестата  аккредитации. 

Как  видно  из  вышеприведенного,  аккредитации  предшествует  процедура  аттестации. В соответствии  с  ГОСТ  Р  1.12 - 99  под  аттестацией  организации  понимается  " проверка  организации  с  целью  определения  её  соответствия  установленным  требованиям  аккредитации ".  В  связи  с  созданием   Системы  аккредитации  аналитических  лабораторий  (СААЛ)  на  территории  России  было  приостановлено  действие  РД 50 - 194 - 80  " Аттестация  аналитических  лабораторий  предприятий  и  организаций. Основные  положения".  С  01.07.1998  года  введена  МИ  2427 - 97 " Рекомендация. ГСИ. Оценка  состояния  измерений  в  испытательных  и  измерительных  лабораториях",  основной  целью  которой  является  " ...  установление  соответствия  условий  выполнения  измерений  требованиям  Российского  законодательства  в  области  обеспечения единства  измерений ".   СААЛ   имеет  самостоятельный  статус,  что  диктуется  спецификой  обеспечения  единства  измерений  показателей  химического  состава  и  физико–химических свойств  веществ  и  материалов,  осуществляемых  путем  проведения  количественного  химического  анализа.   Однако  СААЛ  является  системой  добровольной  и  те  протоколы  с  результатами   измерений,  которые  выдаются  от  лица  аккредитованных  в  этой  системе  аналитических лабораторий,  могут  и  не  признаваться  в  сферах  жесткого  государственного  регулирования. 

Одной  из  таких  сфер  является  обязательная  сертификация  веществ,  материалов,  готовых  пищевых  продуктов  и  продовольственного  сырья, где  достаточно  часто  применяются   методики  химического  анализа.  Обязательная  сертификация  попадает  и  в  сферы  распространения государственного  метрологического  контроля  и  надзора,  вследствие  чего  к   предприятиям, задействованным  на  производстве  подобного  рода  продукции,  предъявляются  определенные требования,  вытекающие  из  Закона  РФ  "Об  обеспечении  единства  измерений".   В  частности,  здесь  должны  применяться:  аттестованные  в  установленном  порядке  методики  выполнения  измерений,  средства  измерений  утвержденного  типа   и  поверенные.

В  соответствии  со  статьей  22  Закона  РФ  " О  качестве  и  безопасности  пищевых  продуктов",  который  был  принят  в  декабре  1999  года, " ... индивидуальные  предприниматели  и   юридические  лица,  осуществляющие  деятельность  по  изготовлению  и  обороту  пищевых  продуктов,  материалов  и  изделий,  обязаны  организовывать  и  проводить  производственный  контроль  за  их  качеством  и  безопасностью ",  причем   данный  вид  контроля  может   проводится   как  силами  собственных  испытательных  лабораторий,  так  и  на  основе  договоров  с  аккредитованными  испытательными  лабораториями,  которые   своей  областью  аккредитации  охватывают  соответствующую  продукцию.   В  отдельных  санитарных  правилах  появляются  специальные  разделы,  затрагивающие  вопросы  организации  лабораторного  контроля,  однако  в  них  далеко  не  всегда  четко  прописаны  требования  к  аттестации  и  аккредитации  данных  лабораторий.

 

4.  ВОПРОС:  С  какой  целью  проводится  "оценка  состояния  измерений"?

 

ОТВЕТ:  В   " Правилах  проведения  сертификации  пищевых  продуктов  и  продовольственного  сырья ",  зарегистрированных  Минюстом  России  5  мая  1999 года  под  №  1777,  предусмотрен  целый  ряд  схем  сертификации,  некоторые  из  которых  включают  в  себя  необходимость  проведения  анализа  состояния  производства  сертифицируемой  продукции,  сертификацию  производства  или  сертификацию  системы  качества.  При  проведении  такого  анализа  рассматриваются,  в  том  числе  и  вопросы  обеспечения  единства  измерений.   В  соответствии  с  требованиями  данных  Правил  подготавливается  Заключение  о  состоянии  метрологического  обеспечения  производства,  при  составлении  которого  можно  воспользоваться  рекомендацией  по  сертификации  Р 50.3.004 - 99  "Система  сертификации  ГОСТ Р.  Анализ  состояния  производства  при  сертификации  продукции"  ( введена  в  действие  с  1  января  2000  года ) ,  рекомендациями  по  метрологии  МИ  2386 - 96  " ГСИ.  Анализ  состояния  измерений,  контроля  и  испытаний   в  центрах  ( лабораториях),  осуществляющих  сертификацию  продукции  и  услуг",  МИ 

2240 - 98  "ГСИ. Анализ  состояния  измерений,  контроля  и  испытаний  на  предприятии, в  организации,  объединении.  Методика  и  порядок  проведения   работ ",   МИ  2427 - 97  " ГСИ. Оценка  состояния  измерений  в  измерительных  и  испытательных  лабораториях".

В  соответствии  с  последним  документом  оценка  состояния  измерений  в  испытательных и  измерительных  лабораториях  может  быть  проведена:

-  метрологической  службой  федеральных  органов  исполнительной  власти  (службой   главного  метролога, головной  организацией  метрологической  службы,  базовой  организацией метрологической  службы)  или  объединений  юридических  лиц;

-  государственным  научным  метрологическим  центром  или  органом  Государственной  метрологической  службы.

По  результатам  данной  оценки  составляется  акт  и  выдается  свидетельство  об  оценке  состояния  измерений  в  лаборатории. Причем  указанное  свидетельство  выдается  от  лица  организации,  проводившей  оценку  состояния  измерений.  Свидетельство  может  быть  предъявлено  для  получения  лицензии  на  осуществление  закрепленных  за  юридическим  лицом  видов  деятельности.

В  соответствии  с  Законом  РФ  " Об  обеспечении  единства  измерений "  и  Положением  Государственном  комитете  Российской  Федерации  по  стандартизации  и  метрологии  (утверждено  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  7  мая  1999  года  № 498) именно  на  Госстандарт  России  возложена  задача  обеспечения  единства  измерений  в  стране. Госстандарт  располагает  квалифицированными  кадрами  метрологов  и  его  деятельность  в  области  метрологии  пользуется  достаточным  авторитетом  в  мире.   Поэтому  проведение  анализа  состояния  измерений  в  лабораториях  (а  по  существу  их  аттестация)  силами структур  Госстандарта  и  выдача  свидетельства  от  их  лица  можно  рассматривать  как документальное  подтверждение  надлежащего  состояния  измерений  в  измерительных  и  испытательных  лабораториях  предприятий  и  организаций.               

 

Журнал  «Главный  метролог» , № 3 , 2003  год, с. 15:

 

На  вопросы  читателей  отвечает  начальник  отдела  ВНИИМС, к.т.н.  Лукашов

 

ВОПРОС:  Новая  редакция  ПР 50.2.014-2002 «ГСИ.  Правила  проведения  аккредитации  метрологических  служб  юридических  лиц  на  право  поверки  средств  измерений»,  как  и  предыдущая, требует  предоставления  информации  от  заявителя  в  виде  «Руководства  по  качеству».

В  системах  качества,  описанных  стандартами  предприятия,  места  такому  документу  нет.  Поэтому  либо  нужно  пересматривать  по  этому  поводу  структуру  документов  системы  качества,  либо  сочинять  специально  для  Госстандарта  внесистемное  «Руководство», содержащее  только  ссылки  и  являющееся  по  сути  пояснительной  запиской.

Возможно  ли  в  упомянутом  случае  вместо  несуществующего  «Руководства»  приложить  к  заявке  комплект  документов  действующей  системы  качества  с  пояснительной  запиской ?

 

ОТВЕТ:  Во-первых,  следует  отметить,  что  аккредитация  метрологических  служб  юридических  лиц  на  право  поверки  средств  измерений  вовсе  не  является  обязательной.  Поэтому, если  какую-либо  организацию  не  устраивают  Правила,  принятые  Госстандартом  России  и  зарегистрированные  Министерством  юстиции  Российской  Федерации,  никто  не  вправе  принудить  её  аккредитоваться  на  право  поверки.

Во-вторых,  существует  ряд  документов,  в  том  числе  международных,  устанавливающих  требования  к  системам  качества,  с  точки  зрения  обеспечения  единства  измерений.  Например,  такие  как:

-  ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие  требования  к  компетентности  испытательных  и  калибровочных  лабораторий»;

-  Международный  Стандарт  ИСО  10012  «Требования  к  измерительному  оборудованию  по  обеспечению  качества».

     Часть 1.  Система  подтверждения  метрологической  пригодности  измерительного  оборудования.

     Часть 2.  Контроль  измерительных  процессов.

Из  вопроса  не  совсем  ясно,  почему  совокупность  стандартов  предприятий  считается  системой,  причем  функционально  завершенной,  не  допускающей  никаких  дополнений,  а  документ,  описывающий  порядок  и  процедуры  управления  качеством  поверочной  деятельности  признается  «внесистемным».

В-третьих,  в  п.5.2 ПР50.2.014-2002  сказано: «Документация  по  вопросам,  связанным  с  обеспечением  качества  поверочных  работ,  может  быть  составной  частью  общего  документа  (Руководства  по  качеству),  определяющего  цели,  структуру  и  организацию  работы  системы  качества  МС,  а  также  предприятия  или  организации  в  целом.  В  этом  случае  элементы  системы  качества,  определяющие  качество  поверки,  должны  быть  включены  в  общее  Руководство  по  качеству  или  приложены  к  нему  в  виде  отдельных  документов (например, стандартов предприятия)».  Таким  образом,  не  требуется  в  обязательном  порядке  разрабатывать  отдельное  Руководство  по  качеству  поверочной  деятельности.  В  то  же  время,  процитированный  документ  не  может  требовать  от  всех  заявителей  разработки,  а  тем  более  сертификации  общей  системы  управления  качеством,  поскольку  это  не  связано  непосредственно  с  целями  аккредитации  на  право  поверки.

      Наконец,  в-четвертых,  форма  представления  документов  по  управлению  качеством  поверочных  работ  не  оговаривается  Правилами, однако,  документ  с  названием  «пояснительная  записка»  не  может  рассматриваться  в  качестве  Руководства  по  качеству  или  его  составной  части.

 

 ОЦЕНКА    СОСТОЯНИЯ   ИЗМЕРЕНИЙ  В  ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ  И     ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ  ЛАБОРАТОРИЯХ

 

В  соответствии  с "Общими  правилами  по  проведению  аккредитации  в  Российской  Федерации "  (утверждены  постановлением  Госстандарта  России  от  30  декабря  1999  года  № 72,  зарегистрированы  Минюстом  России  7  февраля  2000  года  под № 2094)  работа  по  аккредитации  в  качестве  одного  из  основных  предварительных  этапов  включает  аттестацию  ( проверку )  заявителя.  В  соответствии  с ГОСТ Р 1.12-99  под  аттестацией  организации  понимается  "проверка  организации  с  целью  определения  её  соответствия  установленным требованиям  аккредитации".  В  связи  с  созданием  Системы  аккредитации  аналитических  лабораторий  (СААЛ)  на  территории  России  было  приостановлено  действие  РД 50-194-80 "Аттестация  аналитических  лабораторий  предприятий  и  организаций. Основные  положения". 

С  01.07.1998 года  введена  в  действие  МИ 2427 - 97  "Рекомендация. ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных  и измерительных  лабораториях", целью  которой  является  установление  соответствия  достигнутого  уровня  метрологического  обеспечения  современным  требованиям, а также официальное  удостоверение  наличия  в  лабораторий  условий,  необходимых  для  выполнения  измерений.

Таким  образом  оценка  состояния  измерений  по  МИ 2427  в  какой-то  степени  соответствует  процедуре  "аттестации".

 

1.  Зачем  проводится  оценка  состояния  измерений  в  измерительных  и

                                     испытательных  лабораторий?

 

 Оценка  может  проводится: 

1.  добровольно  по  инициативе  предприятий ;

2.  по необходимости  ( при  получении   лицензии   на  определенные виды  деятельности ).

 

 2.  Кто  может  проводить  оценку  состояния?

 

      -  само  предприятие  или  организация;

      -  метрологическая  служба  федеральных  органов  исполнительной  власти;

     -  государственный  научный  метрологический  центр  (ГНМЦ);

      -  орган  Государственной  метрологической  службы.

 

    

      3.  Чем  заканчивается  процедура  оценки  состояния?

 

Составлением  Акта  и  выдачей  Свидетельства  об  оценке  состояния  измерений в  лаборатории.

 

 

      4.  Кто  подписывает  Свидетельство  и  от  чьего  лица  оно  выдается?

 

                    ______________________________________________

                              наименование  организации,  выдавшей  Свидетельство

 

                                                         СВИДЕТЕЛЬСТВО   №  .....

 

                               Об  оценке  состояния  измерений  в  лаборатории

 

                                                                                         Выдано __________________

 

                                                        Действительно  до __________________ 

 

 

 Настоящим  удостоверяется  наличие  в  _______________________________

                                       наименование лаборатории, наименование  предприятия

условий,  необходимых  для  выполнения  измерений  в  закрепленной  за  лабораторией  области деятельности.

 Приложение:  перечень  объектов  и  контролируемых  в  них  показателей

 

         Подпись:  ( подписывает  должностное  лицо  организации,  ответственной  за  проведение  оценки состояния  измерений )

           

5.      Где  может  быть предъявлено  Свидетельство  об  оценке  состояния?

 

Свидетельство  в  случае  необходимости  может  быть  предъявлено  для  получения  Лицензии  на  осуществление  закрепленных  за  юридическим  лицом  видов  деятельности.

 

      6.  В  каких  случаях  могут  учитываться  материалы ,  полученные  в  ходе  оценки  состояния  измерений  в  лабораториях?

Материалы  могут  учитываться  при  проведении:

а)  Государственного  метрологического  надзора.

б)  Метрологического  надзора,  осуществляемого  метрологической  службой  юридического  лица.

в)  Аккредитации  лаборатории  (в  соответствии  с  требованиями  Системы  аккредитации).

г)  Анализа  состояния  производства,  сертификации  производства  или  сертификации  системы

      качества.